Методические рекомендации организации индивидуального обучения стажера и порядка оценки его результатов

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел

 Российской Федерации

филиал ВИПК МВД России (г. Набережные Челны)

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

ВКЛЮЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАЖЕРА И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны – 2017

1. Общие положения

 

Настоящие методические рекомендации разработаны для должностных лиц подразделений территориальных органов (организаций) системы МВД России, в целях организации индивидуального обучения стажера, поступающего на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и порядка оценки его результатов[1] в Федеральном государственном казенном учреждении дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» филиале ВИПК МВД России (г. Набережные Челны)[2]

Цель индивидуального обучения, изучения личных и деловых качеств стажера состоит в получении им необходимых первоначальных знаний, касающихся основных вопросов оперативно-служебной деятельности в соответствующих подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации[3], а также первичных профессиональных умений и навыков по направлению деятельности, обеспечении психологической адаптации к условиям дальнейшей службы.

Индивидуальное обучение стажера осуществляется на основе индивидуального плана (программы) и должно решать следующие задачи:

1. Освоение стажером основных положений законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядка прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, организации работы подразделения, в котором стажер проходил индивидуальное обучение.

2. Формирование первичных знаний и умений, необходимых для дальнейшего профессионального обучения по образовательной программе профессионального обучения «Профессиональная подготовка сотрудников, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский».

3. Развитие профессионального интереса и формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

4. Совершенствование уровня общей физической подготовки стажера.

Рекомендуемый срок освоения индивидуального обучения стажера – 184 часа (90 часов - в режиме самостоятельной работы по освоению учебного материала по месту службы; 90 часов - в режиме работы с наставником по месту службы; 4 часа – процедура оценки результатов индивидуального обучения стажера).

 

2. Организация индивидуального обучения стажера

 

  1. Индивидуальное обучение стажера осуществляется по месту его службы в соответствии с планом индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств[4] под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника.
  2. В течение 10 дней с момента назначения гражданина стажером по должности, на замещение которой он претендует, из числа опытных сотрудников органов внутренних дел приказом руководителя (начальника) органа внутренних дел, в котором проходит индивидуальное обучение стажер, либо иного руководителя (начальника), которому соответствующее право предоставлено руководителем (начальником) органа внутренних дел, в котором стажер проходит индивидуальное обучение, назначается наставник.
  3. После издания приказа о назначении наставником подготавливается план индивидуального обучения стажера, в содержание которого вносятся мероприятия согласно целям и задачам индивидуального обучения стажера.
  4. План подписывается наставником, утверждается непосредственным руководителем (начальником), после чего с ним под роспись знакомиться стажер.
  5. Индивидуальное обучение включает правовую, служебную и физическую подготовку.

5.1.    Правовая подготовка предполагает изучение законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядок прохождения службы в органах внутренних дел.

5.2.    Служебная подготовка включает изучение организации работы подразделения, в котором стажер проходит индивидуальное обучение.

5.3.    Физическая подготовка содержит мероприятия по совершенствованию уровня общей физической подготовки стажера.

  1. Индивидуальное обучение стажера проводится с момента утверждения плана индивидуального обучения и заканчивается не позднее, чем за 25 дней до окончания срока испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел.
  2.  Индивидуальное обучение осуществляется стажером в служебное время (не менее трех часов в день). На данный период времени стажер освобождается от выполнения служебных обязанностей.
  3.  Учебные занятия со стажером проводятся наставником или иными сотрудниками подразделения органа внутренних дел, имеющими соответствующую подготовку, в том числе на занятиях в рамках профессиональной служебной и физической подготовки.
  4. Стажером ведутся записи по изучаемой тематике в служебных (рабочих) тетрадях в объеме, необходимом для повторного самостоятельного изучения.
  5. Проведение занятий по физической подготовке в необходимом для стажера объеме целесообразно во время проведения групповых занятий по профессиональной служебной и физической подготовке подразделения, в котором стажер проходит индивидуальное обучение.

 

3. Обязанности должностных лиц по организации индивидуального обучения стажера

 

Непосредственный руководитель (начальник) подразделения, в котором стажер проходит индивидуальное обучение:

1. Принимает участие совместно с наставником в подготовке плана индивидуального обучения стажера, проверяет соответствие запланированных мероприятий темам типовой программы индивидуального обучения стажера, проводит необходимую корректировку.

2. Разъясняет наставнику и стажеру условия и порядок индивидуального обучения в период испытания стажера.

3. Под роспись доводит стажеру его служебные обязанности, предусмотренные срочным трудовым договором и должностной инструкцией.

4. Знакомит стажера с особенностями деятельности органа внутренних дел, в том числе подразделения, в котором тот проходит службу:

4.1. Доводит положения нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов об органе внутренних дел, подразделении, их структуру, задачи.

4.2. Информирует об особенностях организации и несения службы структурным подразделением.

5. Проводит со стажером собеседования по изучаемым вопросам, в процессе которых уточняет степень освоения стажером содержания тем индивидуального плана обучения, консультирует по вопросам, вызвавшим затруднения при их изучении.

6. Организует изучение стажером законодательных и иных нормативных правовых актов, предусмотренных планом индивидуального обучения.

7. Проводит инструктаж наставника, предоставляя ему возможность совместного со стажером несения службы и выполнения обязанностей по индивидуальному обучению стажера.

8. Проводит консультации со стажером по вопросам выполнения им служебных обязанностей.

9. На систематической основе (еженедельно или в иные установленные руководителем сроки) осуществляет контроль хода индивидуального обучения стажера и работой наставника в процессе подготовки стажера, отражая данные мероприятия в дневнике индивидуальной воспитательной работы.

10. Осуществляет текущий контроль освоения стажером запланированных мероприятий путем промежуточного тестирования стажера, постановки практических заданий, заслушивания доклада о результатах изучения нормативных правовых актов, выполненных поручений.

11. На рабочем (оперативном) совещании заслушивает стажера и наставника по результатам индивидуального обучения.

12. По результатам индивидуального обучения стажера визирует отчет наставника, изучения его личных и деловых качеств, предусмотренный Порядком организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации.

13. Представляет отчет наставника на утверждение руководителю (начальнику) органа внутренних дел, в котором стажер проходит индивидуальное обучение, либо иному уполномоченному руководителю (начальнику).

Наставник:

1. Осуществляет планирование работы со стажером, определяя перечень мероприятий по осуществлению обучения стажера, изучению его личных и деловых качеств.

2. Изучает материалы и документы, характеризующие стажера, в том числе материалы личного дела в части касающейся.

3. Оказывает методическую и практическую помощь стажеру в изучении законодательных и иных нормативных правовых актов, а также в адаптации к службе и в коллективе.

4. Разъясняет стажеру особенности выполнения служебных обязанностей, определяя круг конкретных поручений и детализируя структуру их исполнения.

5. Оказывает стажеру помощь в овладении профессиональными приемами и методами выполнения служебных обязанностей, своевременно выявляет неточности и упущения в служебной деятельности стажера и требует их устранения.

6. Контролирует изучение стажером законодательных и иных нормативных правовых актов, проводя проверку ведения служебной (рабочей) тетради и делая соответствующие отметки.

7. В повседневной оперативно-служебной деятельности проверяет правильность применения стажером полученных знаний и навыков на практических занятиях и в ходе исполнения служебных поручений.

8. В случае изменения законодательных и иных нормативных правовых актов, предусмотренных планом индивидуального обучения стажера, подготавливает непосредственному руководителю (начальнику) подразделения предложения по корректировке плана.

9. Изучает личные качества стажера, его интересы и увлечения, образ жизни и поведение:

9.1. Мотивационно-ценностные характеристики.

9.2. Морально-психологическое состояние.

9.3. Профессионально важные для службы в органах внутренних дел качества (психологические, психофизиологические и физиологические качества: познавательные, мотивационно-волевые, эмоциональные, коммуникативные, особенности нервной системы и т.д.).

9.4. Формальные характеристики (образование, стаж трудовой деятельности, прохождение службы в вооруженных силах, состав семьи и окружения, состояние здоровья, увлечения и др.).

10. По окончании индивидуального обучения стажера составляет отчет наставника по рекомендуемой форме, в котором указывает сведения о полноте и качестве освоения стажером плана индивидуального обучения, выполнении им поручений, индивидуально-психологических качествах личности стажера, способствующих или препятствующих выполнению им служебных задач.

11. Знакомится с оценкой результатов индивидуального обучения стажера.

Сотрудник подразделения по работе с личным составом:

1. Проводит ознакомительную беседу со стажером, в ходе которой знакомит с историей и традициями органов внутренних дел и подразделения, в котором тот проходит индивидуальное обучение.

2. Разъясняет стажеру правила служебного поведения и внутреннего распорядка подразделения.

3. Знакомит стажера с ограничениями, обязанностями и запретами, связанными со службой в органах внутренних дел, предусмотренными статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Проводит во взаимодействии с непосредственным руководителем (начальником) стажера дальнейшее изучение его личных качеств, интересов, потребностей, способностей (интеллектуальных способностей, эмоциональной устойчивости, уравновешенности, самоконтроля и волевой регуляции поведения, организованности, дисциплинированности, ответственности, честности, принципиальности, самостоятельности, инициативности, реалистичной оценке своего поведения, целеустремленности, работоспособности, решительности, последовательности в выполнении поставленных задач, а также мотивационно-ценностное отношение стажера к профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел):

4.1. Устанавливает позитивные и негативные направления воздействия семьи, школы, армии, образовательной организации и работы в бизнесе, на производстве или в сфере обслуживания на формирование особенностей личности стажера.

4.2. Выявляет доминирующие факторы, которые могут быть причинами развития индивидуальных особенностей личности.

4.3. Использует следующие методы изучения личных и деловых качеств: беседа, наблюдение, консультирование, анкетирование, тестирование, анализ результатов профессиональной деятельности.

5. Осуществляет воспитательную работу, направленную на развитие профессионально значимых качеств личности стажера, решение проблем профессионального становления, подготовку к самостоятельному выполнению им оперативно-служебных задач.

 

Стажер:

1. Добросовестно изучает законодательные и иные нормативные правовые акты, предусмотренные планом индивидуального обучения.

2. Своевременно и полно выполняет поручения и указания непосредственного руководителя (начальника) и наставника, отданные в рамках их полномочий, по изучению законодательных и иных нормативных правовых актов, предусмотренных планом индивидуального обучения, ведению служебной документации, выполнению служебных обязанностей.

3. Посещает спортивные объекты и использует спортивное оборудование органа, организации, подразделения МВД России, в котором проходит службу.

4. По окончании индивидуального обучения проходит оценку результатов индивидуального обучения.

5. Знакомится с оценкой результатов своего индивидуального обучения.

 

4. Оценка результатов индивидуального обучения стажера

 

         Индивидуальное обучение, изучение личных и деловых качеств гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и назначенного стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел Российской Федерации, завершается проведением оценки его результатов.

         Задачами оценки результатов индивидуального обучения, изучения личных и деловых качеств стажера является определение уровня освоения им необходимых первичных знаний и умений, необходимых для дальнейшего профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский», касающихся основных положений законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядка прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, основных вопросов оперативно-служебной деятельности в соответствующих подразделениях органов внутренних дел, сформированности первичных профессиональных умений и навыков по направлению деятельности, мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, установление уровня общей физической подготовки стажера.

         Индивидуальное обучение стажера проводится с момента утверждения плана индивидуального обучения и завершается не позднее, чем за 25 дней до окончания срока испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел.

         Дата проведения оценки результатов индивидуального обучения стажера определяется подразделением по работе с личным составом органа, организации, подразделения МВД России по согласованию с Институтом.

         Оценка знаний законодательных и иных нормативных правовых актов проводится в тестовой форме непосредственно в Филиале или дистанционно с использованием системы ИСОД МВД России.

Для организации оценки результатов индивидуального обучения стажеров сотрудники подразделения по работе с личным составом органа, организации, подразделения МВД России, в котором гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, назначен стажером на соответствующую должность, за 2 недели до проведения оценки предоставляют списки стажеров в Филиал.

К оценке результатов индивидуального обучения допускаются стажер, прошедший индивидуальное обучение и предоставивший в группу по работе с личным составом Филиала копии плана индивидуального обучения, материалы изучения его личных и деловых качеств и отчет наставника.

         Для проведения оценки знаний, умений и навыков, приобретенных стажером в ходе индивидуального обучения, профессорско-преподавательский состав Филиала разрабатывает перечень вопросов (допускается в форме тестовых заданий), охватывающих программный материал, включающий:

по правовой подготовке: положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, относящиеся к деятельности органов внутренних дел, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие оперативно-служебную деятельность сотрудников, практическое решение правовых ситуаций;

по служебной подготовке: положения нормативных правовых актов       МВД России по соответствующим направлениям оперативно-служебной деятельности, меры личной безопасности сотрудников при выполнении ими оперативно-служебных задач, правовых актов территориальных органов                МВД России, регламентирующих выполнение сотрудниками служебных обязанностей.

Оценка уровня физической подготовки в соответствии с требованиями приказа № 876 МВД России[5] проводиться комиссией, утверждаемой ежегодным приказом руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, в котором (ой) стажер проходит индивидуальное обучение.

         Оценка результатов индивидуального обучения по правовой и служебной подготовке стажера осуществляется коллегиально экзаменационной комиссией. Количество членов комиссии должно быть нечетным и составлять не менее трех человек.

         Состав экзаменационной комиссии по оценке знаний законодательных и иных нормативных правовых актов утверждается ежегодным приказом начальника Филиала, где планируется, после назначения стажера на соответствующую должность, его дальнейшее профессиональное обучение, по образовательной программе профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский».

         Председатель и члены комиссии несут персональную ответственность за объективность оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков стажера. Замена членов комиссии во время проведения оценки, за исключением нахождения их в отпуске, командировке, периодов длительной нетрудоспособности, запрещена.

В случае территориальной отдаленности органа, организации, подразделения МВД России, в котором (ой) стажер проходит индивидуальное обучение, исключающей возможность по условиям транспортных сообщений прибытие стажера в день проведения оценки знаний законодательных и иных нормативных правовых актов в Филиал, такая оценка проводится по месту индивидуального обучения стажера с использованием единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России экзаменационной комиссией.

Для проведения оценки результатов индивидуального обучения стажеров, в части знания ими законодательных и иных нормативных актов, с использованием ИСОД МВД России в территориальных органах, расположенных не по месту дислокации Филиала необходимо:

наличие автоматизированного рабочего места[6], имеющего установленное программное обеспечение сервиса видеоконференцсвязи ИСОД МВД России;

наличие веб-камеры, позволяющей контролировать помещение в котором проводятся испытания;

наличие микрофона и акустических колонок.

Для организации видеоконференцсвязи сотрудник подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России, ответственный за проведение испытания, не позднее 2-х недель до проведения оценки результатов индивидуального обучения стажеров предоставляет данные (Фамилия, Имя и Отчество) лица, имеющего учетную запись пользователя ИСОД МВД России, АРМ, которого соответствует вышеуказанным условиям представителю Филиала.

         Перечень вопросов для оценки результатов индивидуального обучения стажера разрабатывается Филиалом, согласовывается с соответствующим подразделением органа, организации, подразделения МВД России по направлению оперативно-служебной деятельности, утверждается начальником ВИПК МВД России и направляется в органы, организации, подразделения МВД России для изучения.

         При использовании единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России оценка результатов индивидуального обучения стажера по правовой и служебной подготовке проводится в режиме тестирования. Время тестирования – 2 академических часа (90 минут) без перерыва, количество вопросов в тестовом задании должно составлять не менее пятидесяти (50). Текстовое задание может включать решение задач (практических ситуаций) с выбором возможных вариантов правильных ответов.

Оценка результатов индивидуального обучения стажера осуществляется по критериям, установленным Филиалом.

 

Рекомендуемые критерии оценки результатов индивидуального обучения стажера по правовой и служебной подготовке в тестовом режиме

 

Таблица 1

Количество правильных ответов в %

Оценка

0-55 %

Неудовлетворительно

56-69 %

Удовлетворительно

70-85 %

Хорошо

86-100 %

Отлично

 

         Оценка персонального уровня теоретической подготовки стажера без использования единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России осуществляется в Филиале также в форме тестирования. Способ проведения тестирования (с помощью ЭВМ, на бумажных носителях, прочее) определяется комиссией в рабочем порядке.

         По результатам проверки результатов индивидуального обучения стажера  (табл. 1) решение комиссии оформляется справкой.

         В случае неявки стажера для прохождения оценки результатов индивидуального обучения сотрудник подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России, в котором планируется назначение стажера на соответствующую должность, в течение дня, назначенного для проведения оценки, обязан поставить в известность Филиал с указанием причины неявки.

         Если неявка стажера была допущена по неуважительной причине, то членами комиссии в ведомости проставляется отметка «не явился» с уведомлением его непосредственного руководителя (начальника).

При наличии уважительных причин неявки (временная нетрудоспособность и т.д.) членами экзаменационной комиссии в ведомости проставляется отметка «не явился», с разрешения начальника Филиала или его заместителя по учебной и научной работе возможен перенос сроков оценки результатов индивидуального обучения, о чем Филиал информирует сотрудников подразделения по работе с личным составом органа, организации МВД России, где планируется назначение стажера на соответствующую должность.

Для организации оценки уровня физической подготовки стажера на учебно-материальной базе Филиала, сотрудники подразделения по работе с личным составом органа, организации, подразделения МВД России, в котором гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел Российской Федерации назначен стажером на соответствующую должность, не позднее, чем за 2 недели до ее проведения предоставляют в Филиал списки стажеров, направляемых для оценки результатов индивидуального обучения и согласовывают дату и время ее проведения.

Состав комиссии по оценке уровня физической подготовки утверждается ежегодным приказом руководителя (начальника) подразделения, территориального органа, организации МВД России, в котором стажер проходит индивидуальное обучение.

В состав комиссии включаются лица из числа руководителей (начальников) и наиболее подготовленных сотрудников подразделений по работе с личным составом, подразделений по направлениям оперативно-служебной деятельности. При необходимости в состав комиссии могут быть включены сотрудники Филиала, на базе которого возможно проведение испытания (по согласованию с руководителем Филиала).

Оценка уровня общей физической подготовки стажера включает выполнение контрольных упражнений на силу, быстроту и ловкость.

При проверке уровня физических качеств стажера применяются критерии, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами по организации физической подготовки в органах внутренних дел.

При оценке уровня общей физической подготовки стажеров рекомендуется применять технические средства аудиовидеофиксации, о чем стажеры уведомляются в обязательном порядке.

По результатам оценки уровня общей физической подготовки стажера соответствующей комиссией составляется справка.

Материалы, полученные с помощью технических средств аудиовидеофиксации, а также справка, составленная по результатам оценки уровня общей физической подготовки стажера, представляются в Филиал одновременно с направлением сотрудника на профессиональное обучение.

При зачислении сотрудника в Филиал на профессиональное обучение по образовательной программе профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» результаты оценки индивидуального обучения стажера заносятся в журнал учета учебных занятий соответствующей учебной группы.

По результатам индивидуального обучения гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и назначенный стажеромна соответствующую должность в органах внутренних дел Российской Федерации, должен:

 Знать:

роль и место органов внутренних дел в системе правоохранительных органов Российской Федерации;

структуру МВД России, территориальных органов МВД России, организационную и функциональную структуру территориального органа МВД России на районном уровне;

роль и место полиции в системе органов внутренних дел Российской Федерации;

содержание Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в том числе, назначение, основные направления, правовые основы и принципы деятельности полиции; обязанности и права полиции; правовое положение сотрудника полиции; правовые основания применения полицией отдельных мер государственного принуждения, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

содержание Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе, правовое регулирование службы в органах внутренних дел; порядок поступления на службу; рабочее время и время отдыха, особенности режима служебного времени; порядок прохождения профессиональной подготовки; порядок перемещения по службе, присвоения специальных званий; порядок увольнения и прекращения службы; порядок оплаты труда, пенсионное обеспечение; гарантии социальной защиты;

требования к служебной дисциплине, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации прав, Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации;

ответственность сотрудника органов внутренних дел за нарушения законности, коррупционные действия, нарушения служебной дисциплины, норм профессиональной этики;

порядок применения поощрений и взысканий к сотруднику органов внутренних дел;

правила ношения форменной одежды;

основные правила и порядок подготовки и оформления служебных документов;

основы организации физической подготовки сотрудников;

назначение, технические возможности, правила эксплуатации, организационно-правовые основы и тактические особенности применения специальных средств, средств индивидуальной бронезащиты, средств связи (по профилю подготовки), а также специальной техники, в том числе, технических средств охранной и охранно-пожарной сигнализации, средств видеонаблюдения;

правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел;

нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие деятельность полиции по охране общественного порядка;

организацию, порядок и тактические основы несения ППС по охране общественного порядка в общественных местах, местах проведения публичных и массовых мероприятий, в том числе, в чрезвычайных ситуациях, в условиях введения специальных административно-правовых режимов;

обязанности и права патрульно-постовых нарядов, порядок несения службы в составе нарядов, на постах и маршрутах (по направлениям оперативно-служебной деятельности);

порядок применения отдельных мер государственного принуждения, предусмотренных главой 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

 Уметь:

осуществлять служебную деятельность в соответствии с требованиями законодательных и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел;

выполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), правилами внутреннего служебного распорядка территориального органа МВД России;

соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел;

соблюдать служебную дисциплину, нормы Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации;

правильно составлять и оформлять служебные документы (по направлениям оперативно-служебной деятельности);

самостоятельно поддерживать должный уровень общей физической подготовленности, необходимый для служебной деятельности;

обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в повседневной служебной деятельности;

решать служебные задачи индивидуально и в составе нарядов, групп оперативно-служебного применения (по направлениям оперативно-служебной деятельности);

осуществлять несение службы по охране общественного порядка в составе нарядов, на постах и маршрутах (по направлениям оперативно-служебной деятельности).

Владеть:

навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах служебной деятельности.

 

5. Развитие профессионального интереса и формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел

 

Одним из основных направлений работы наставника и руководителя со стажером является создание условий для формирования и развития у стажера личностных и профессиональных качеств, отвечающих профессиональным требованиям, а также развитие творческой личности, умеющей быстро адаптироваться к условиям и ситуациям оперативно-служебной деятельности, обладающей развитым профессиональным интересом и сформированным мотивационно-ценностным отношением к профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Профессиональный интерес представляет собой непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии; проявляется: в познавательной деятельности (стремление к приобретению профессиональных знаний, осведомленность о содержании профессиональной деятельности); в эмоционально-волевой сфере (положительное отношение к выполняемой работе, осознание ее общественной значимости, стремление достичь высоких результатов); в практической деятельности (стремление к проверке способностей, желание самореализоваться в данной профессии).

Мотивационно-ценностное отношение стажера заключается в проявлении интереса к профессии, стремлении добиться успеха в профессиональной деятельности, понимании значимости совершаемых действий, самообразовании и самосовершенствовании, интеллектуальной и эмоциональной гибкости, успешной адаптации к условиям служебной деятельности.

В ходе изучения личных качеств стажера возможно применение Шкалы ранжирования мотивов, которую стажер заполняет, отдавая приоритет тому или иному мотиву по степени убывания индивидуального значения.

 

Шкала ранжирования мотивов

Таблица 2.

№ п/п

Мотив

Предпочтительный номер в шкале ранжирования

  1.  

Интересная и многообразная деятельность

 

  1.  

Возможность применения личных способностей

 

  1.  

Возможность работать творчески

 

  1.  

Самостоятельность в работе

 

  1.  

Возможность самовыражения

 

  1.  

Возможность оказывать влияния на деятельность других людей

 

  1.  

Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)

 

  1.  

Больший доход

 

  1.  

Возможность общения

 

  1.  

Возможность риска

 

 

Рекомендуемый алгоритм действий по разработке программы мероприятий, направленных на развитие профессионального интереса стажера и формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел:

определение целей мероприятий, описание ожидаемого результата;

обоснование содержания мероприятий в контексте будущей профессиональной деятельности стажера;

выбор процедур анализа программы и содержания мероприятий.

Рекомендуемые мероприятия:

вводная лекция;

представление стажера коллективу, знакомство с коллективом;

организация рабочего места стажера и создание необходимых условий труда;

доведение стажеру информации об органе внутренних дел, его традициях, ритуалах, структурных подразделениях, особенностях служебной деятельности и прохождения службы;

посещение музея органа внутренних дел (если имеется) или музея вышестоящего органа;

обзорная экскурсия по органу внутренних дел;

ознакомление с материально-технической базой подразделения;

ознакомление с имеющимися электронными базами, их возможностями, порядком и правилами работы с ними;

проведение индивидуальных занятий, оказание индивидуальной помощи в процессе адаптации стажера;

посещение стажера по месту жительства, знакомство с семьей, родственниками;

участие стажера в служебных мероприятиях подразделения.

 

 

6. Оформление результата индивидуального обучения стажера

 

Наставник по окончании срока индивидуального обучения стажера составляет отчет наставника, в котором делает один из следующих выводов:

план индивидуального обучения выполнен;

план индивидуального обучения не выполнен.

С подготовленным отчетом ознакамливает стажера под роспись.

План индивидуального обучения стажера и отчет наставника хранятся в органе внутренних дел, в котором проводилось индивидуальное обучение стажера.

 Копии плана индивидуального обучения и отчета наставника выдаются стажеру при направлении его для прохождения оценки результатов индивидуального обучения в образовательную организацию системы МВД России, где планируется, после назначения стажера на соответствующую должность, его дальнейшее профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский».

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ СТАЖЕРА

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТАЖИРОВКИ

 

п/п

Наименование разделов

Всего

часов

из них

 

Занятия в рамках профессиональной служебной и физической подготовки или с наставником

Самостоятельная

подготовка

Оценка результатов индивидуального обучения

1

2

3

4

5

6

1.

Правовая подготовка

60

30

30

 

2.

Служебная подготовка

60

30

30

 

3.

Физическая подготовка

60

30

30

 

5.

Оценка результатов индивидуального обучения

4

 

 

4

ВСЕГО

184

90

90

4

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок от 30 декабря 2008 г., от 5 февраля 2014 г., от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Трудовой кодекс Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Рос. газ. 2004. 31 июля.
  4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Рос. газ. 2008. 30 декабря.
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с изм. и доп.) // Рос. газ. 2011. 8 февраля.
  6. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Рос. газ. 2011. 21 июля.
  7. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Рос. газ. 2011. 7 декабря.
  8. Закон Рос. Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9.
  9. Директива МВД России от 27 февраля 2015 г. № 1дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации // Текст документа официально опубликован не был.
  10. Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // Текст документа официально опубликован не был.
  11. Приказ МВД России от 24 сентября 2007 г. № 824 «Об организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы» // Текст документа официально опубликован не был.
  12. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации» // Текст документа официально опубликован не был.
  13. Приказ МВД России от 19 марта 2010 г. № 205 «О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» // Рос. газ. 2010. 23 апреля.
  14. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Текст документа официально опубликован не был.
  15. Приказ МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2012. 27 апреля.
  16. Приказ МВД России от 18 июня 2012 г. № 590 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам» // Рос. газ. 2012. 15 августа.
  17. Приказ МВД России от 25 июня 2012 г. № 630 «Об утверждении порядка временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей» // Рос. газ. 2012. 3 августа.
  18. Приказ МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 «Об утверждении порядка формирования резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений» // Рос. газ. 2012. 10 декабря.
  19. Приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1025дсп «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Текст документа официально опубликован не был.
  20. Приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1030дсп «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Текст документа официально опубликован не был.
  21. Приказ МВД России от 30 ноября 2012 г. № 1065 «О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2013. 25 января.
  22. Приказ МВД России от 31 января 2013 г. № 54 «Об утверждении Порядка зачисления в распоряжение и нахождения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в распоряжении органов внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2013. 8 мая.
  23. Приказ МВД России от 31 января 2013 г. № 65 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2013. 17 мая.
  24. Приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2013. 14 июня.
  25. Приказ МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2014. 1 октября.
  26. Приказ МВД России от 23 марта 2015 г. № 364дсп «О некоторых вопросах обеспечения готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств» // Текст документа официально опубликован не был.
  27. Приказ МВД России от 24 марта 2015 г. № 363дсп «Об утверждении Наставления по организации деятельности территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств» // Текст документа официально опубликован не был.

 

(Рассмотрены и одобрены на заседании совета Филиала протокол  от 13 июля 2017 г. № 4).



[1] Далее – «стажер».

[2] Далее – «Филиал».

[3] Далее – «органы внутренних дел».

[4] Далее – «план индивидуального обучения».

[5] Приказ МВД России от 22 декабря 2016 г. № 876 «Об утверждении Порядка организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств и Порядка оценки результатов индивидуального обучения стажера».

 

[6] Далее – «АРМ».

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России